Статьи

Ваша студия для живых трансляций: 6 советов

Мечтаете стать очередной интернет-сенсацией? Тогда не забывайте об этих шести ключевых вещах, необходимых для организации качественных живых эфиров.

1. Пространство, которое вы транслируете

Независимо от того, транслируете ли вы в прямом эфире на YouTube или Facebook Live, Twitch, Twitter или даже Vimeo Live – то, откуда вы вещаете, не менее важно, чем куда!

Когда речь идёт о студии, то первое, что нужно рассмотреть, это само пространство, откуда вы стримите. Вне зависимости от того, чему посвящены ваши передачи – косметика, техника, кулинария, политика, новинки кино – организация вашего собственного уникального пространства для потоковой трансляции поможет выделить ваш контент из ряда других, освещающих ту же тематику, а кроме того ещё и поможет зрителю с первого взгляда понять, о чём этот проект. Когда речь идёт о вещании из студии, то рекомендуется использование одного и того же, уже знакомого зрителю интерьера, дающего ощущение постоянства и преемственности.

Лучше всего, конечно, вести трансляцию из специально выделенного только под эти цели места. Однако если это невозможно, вы всегда можете выбрать многофункциональное пространство прямо у себя дома. Превратите стол (или даже ковёр на полу) в свободной комнате в место для новостей, и даже кухонная стойка может стать замечательной «студией» для ваших стримов! Но от того, какое пространство вы выберете, во многом будет зависеть и то, какие устройства вам понадобятся для организации качественной прямой трансляции оттуда.

2. Звезду нужно правильно осветить!

У вас может быть хорошее естественное освещение, но с тем же успехом вы можете вещать и из подвала без окон. В любом случае важно хорошо освещать интерьер и объекты съёмки (и прежде всего себя, любимого, – это ведь вы тут главная звезда!) Поэтому если даже в вашей студии вдоволь дневного света (и вы уже знаете первое и главное правило начинающего стримера – не садится спиной к окну!), вам все равно не обойтись без осветительных приборов.

В нашей студии естественного света нет. Поэтому мы используем комбинацию искусственных источников света – светодиодные светильники с регулируемой яркостью Falcon Eyes и несколько светодиодных панелей 900 LED от Cowboy Studio. Преимущество этого типа источников света состоит в том, что они позволяют регулировать цветовую температуру – от «тёплого лампового» освещения, до холодного «дневного света» – в зависимости от задачи. В нашем случае мы обычно настраиваем их на температуру 5600 К.

Вы можете использовать любое количество светильников для создания различных «световых акцентов», однако это требует известного опыта. Поэтому начните с одного хорошего ключевого источника для основного объекта съёмки (главное, чтобы не прямо в лоб) и небольшого количества заполняющего освещения – этот «джентльменский набор» уже позволит вам добиться приемлемых результатов с минимальными затратами.

3. Камера – это глаза вашего зрителя

При таком большом количестве различных камер, выбор того, что больше подходит в вашем конкретном случае, зависит от вашего бюджета, от умения пользоваться той или иной камерой, ну и просто от личных предпочтений. Строго говоря, имеются три основных варианта: видеокамера-«камкодер», цифровая фотокамера (необязательно дорогая «зеркалка»), способная напрямую выдавать видео и аудио в формате HDMI, и, наконец, веб-камера или просто смартфон.

В нашей студии мы обычно используем профессиональную полнокадровую зеркальную камеру Canon C100 Mark II. Её достоинством является то, что непосредственно к ней можно подключить два XLR микрофона и таким образом избежать необходимости использовать аудио-микшер. Для живых эфиров в 4К мы также используем «беззеркалку» Sony A6300, а иногда добавляем ещё и камкодер Canon G20, в качестве камеры «крупных планов».

При выборе камеры вам понадобится нечто, способное захватывать, как минимум, Full HD 1080p на 30 кадрах в секунду (прямая трансляция в 4K – это отдельная тема!) Вы можете найти приемлемые варианты камер в менее дорогом диапазоне, например, Sony a7S II или даже ещё более доступные камеры серии Sony AX, и получить неплохие результаты. Делайте выбор в зависимости от ваших потребностей и бюджета. Цифровые «зеркалки» с полнокадровыми матрицами отлично работают в условиях низкой освещённости и обеспечивают превосходную глубину резкости. Но для живого вещания можно вполне обойтись и более дешёвыми «беззеркальными» (M4/3) вариантами, и все равно получить великолепно выглядящую картинку.

Независимо от вашего выбора (и бюджета), обязательно убедитесь, что HDMI выход на вашей камере «чистый» (т.е. вы можете отключить экранные дисплеи), не менее важно наличие вывода аудио через HDMI. Кроме того, имейте в виду, что не у всех камер в спецификациях указываются выходные характеристики HDMI. Некоторые производители перечисляют только характеристики воспроизведения HDMI, а не возможность вывода HDMI в реальном времени.

Вложение денег в хорошую камеру чаще всего себя оправдывает, но если вы планируете пойти по более экономичному пути и использовать USB веб-камеру, подключённую к вашему компьютеру, то я бы не стал экспериментировать и остановился бы на одном из наиболее известных брендов. Logitech C920 и C922 PRO Stream вполне оправдывают свою цену. Однако, большинство веб-камер на рынке не умеют в Full HD, и обеспечивают, максимум, HD 720p (в принципе, 720p тоже не так уж и плохо, плюс не требует такой большой полосы пропускания при загрузке). Но если вы планируете купить что-нибудь на перспективу, то имеется Logitech BRIO поддерживает даже 4K. Но, в любом случае, имейте в виду, что с веб-камерами ваши возможности по звуку окажутся сильно ограниченными.

4. Отличный звук

Главное правило – не используйте встроенный микрофон вашей камеры! Ладно, может это правило и не главное, но просто не используйте его! Микрофон должен быть внешним, это единственный способ получить достойный звук.

Нам хотелось обойтись без громоздкого настольного микрофона в кадре, поэтому в студии мы используем подставку-«журавль» и Rode NTG4, направленный конденсаторный микрофон вещательного качества. В тех же случаях, когда требуется двигаться в кадре или работать в условиях внешнего шума – мы задействуем радиомикрофон-«петличку» Sennheiser ew 112-p G3.

Поскольку на Canon C100 Mark II есть входы XLR, то мы можем подключить микрофоны непосредственно к камере и оттуда регулировать громкость. Камера смешивает аудио и видео вместе, а затем отправляет объединённый сигнал через выходной порт HDMI. Просто и надёжно! Поэтому нам не требуется дополнительный аудио-микшер, мы просто отправляем смешанный сигнал HDMI прямиком на энкодер.

Конечно, самый простой и недорогой способ – это настольный USB-микрофон напрямую подключённый к компьютеру, через который вы ведёте трансляцию. Мы не используем USB-микрофоны, но можем посоветовать рекомендуемую многими видео-блогерами модель Blue Yeti.

5. Энкодер

Чтобы ваш контент оказался в Интернете, вам необходим энкодер, который будет его туда транслировать. Для этого есть два основных варианта: использование программы-энкодера на вашем компьютере, или отдельного специального устройства для захвата и трансляции аудио и видео в реальном времени.

Программы для живых трансляций, например, бесплатная OBS, является популярным выбором. Однако от компьютера, на котором работает подобная программа, на лету обрабатывающая аудио и видео, требуется высокая вычислительная мощность и быстрая видеокарта. Я бы не использовал для этих целей что-то менее мощное, чем систему с четырёхъядерным процессором уровня i7 6-го или 7-го поколения. В противном случае вам грозят, как минимум, пропущенный кадры, артефакты кодирования и «квакающий» звук. А в самом худшем случае – вообще прерывание трансляции в самый неподходящий момент. Словом, если вы выбрали работу через программный энкодер – не экономьте на компьютере, на котором он будет работать. Это спасёт вас от большого количества головной боли в будущем.

Другой проблемой является подключение к вашему компьютеру источника видеосигнала, когда это не USB веб-камера, а цифровая фото/видеокамера. На этот случай Epiphan Video предлагает семейство внешних карт захвата AV.io, которые разработаны, чтобы захватывать и передавать сигнал с профессиональной камеры на ваш компьютер через интерфейс USB 3.0.

Мы же в нашей студии предпочитаем использовать выделенные аппаратные энкодеры. Они гораздо более надёжны, что крайне важно в случае регулярного вещания на постоянную аудиторию в социальных сетях. А кроме того, они позволяют вести живую трансляцию на YouTube, Facebook Live, Twitch и даже Vimeo Live одновременно! Для этого мы используем Pearl Mini. Это универсальное решение для потоковой передачи, записи и переключения в режиме реального времени. Pearl Mini умеет работать одновременно с тремя источниками HD видео, а также профессионального аудио. Устройство очень просто в настройке и обладает множеством функций, фактически являясь видеостудией в миниатюре.

Более бюджетный вариант – использовать компактный аппаратный энкодер, специально предназначенный для живых трансляций в социальные сети. Мы используем Webcaster X2, когда требуется быстрая трансляция на Facebook, YouTube или Twitch. Этот маленький энкодер очень прост в использовании – его достаточно всего один раз настроить, а затем достаточно одного нажатия кнопки, и ваша трансляция в выбранную социальную сеть началась. А интеграция с облачным сервисом Switchboard позволяет передавать ваш живой эфир даже в несколько социальных сетей одновременно!

6. Пропускная способность

Наконец, вам нужен достаточно «толстый» Интернет-канал. Вот ссылка на отличную статью со всеми подробностями по этой теме.



Другие статьи