Статьи

Аудиооборудование для трансляций

Независимо от того, записываете вы скринкасты, ведёте прямые трансляции или создаёте видео-лекции, вам понадобится оборудование для обеспечения хорошего звука. В этой статье мы поговорим о необходимом наборе аудиооборудования.

Независимо от того, записываете вы скринкасты, ведёте прямые трансляции или создаёте видео-лекции, вам понадобится оборудование для обеспечения хорошего звука. В этой статье мы поговорим о необходимом наборе аудиооборудовании.

1. Микрофоны

Для начала нужен, как минимум, один микрофон. Но обязательно планируйте добавить еще. Использование разных микрофонов для разных задач – практично, а наличие запасного микрофона в качестве резерва –  разумно. Кроме того, если вы записываете несколько участников или интервью, то согласованная пара микрофонов (то есть два микрофона одной марки и модели) позволит вам получить согласованный звук.

Какой бы микрофон вы ни выбрали, всегда исходите из того, какая «диаграмма направленности» лучше всего подходит для ваших задач. В шумной обстановке, или, когда у вас задействованы сразу несколько микрофонов достаточно близко друг к другу, то «полунаправленные» (кардиоидные) микрофоны обеспечат лучшую изоляцию, чем всенаправленные (360°).  В ситуациях, когда шум не являются проблемой, лучше использовать всенаправленные микрофоны, которые, как правило, более «естественны» по звучанию. С другой стороны, узконаправленные микрофоны отлично подходит для записи голоса с контролируемым добавлением «звуковой атмосферы» места действия.

USB микрофоны и гарнитуры

При всей популярности и удобстве USB-микрофонов, которые подключаются непосредственно к вашему компьютеру, я не стал бы предлагать использовать их в вашем комплекте аудиооборудования. Для USB-микрофонов характерны электрические шумы, да и на видео они выглядят не очень. Кроме того, их можно использовать только для одной задачи – той, для которой они изначально предназначены. В то время, как существуют гораздо более универсальные решения.

Микрофоны-гарнитуры

Гарнитуры – очень полезное аудиооборудование, если вы проводите много презентаций и нуждаетесь в достаточной мобильности. Если вам не мешает маленький микрофон, маячащий перед лицом, то во многих случаях они работают гораздо лучше, чем петличные микрофоны. В частности, с ними можно без ограничений крутить головой, не боясь постоянного изменения громкости. По этой же причине они удобны для скринкастов. На рынке имеются как проводные, так и беспроводные гарнитуры.

Петличный микрофон

Незаметные и легко скрываемые, микрофоны-«петлички» можно прикрепить к лацкану, просунуть через отверстие для пуговицы или даже приклеить скотчем к коже или ткани. Они должны быть обязательной частью вашего аудиооборудования, если вы планируете делать интервью, но не хотите видеть микрофонную гарнитуру на голове вашего. Проводные петличные микрофоны также являются отличным вариантом для презентаций и скринкастов, когда вам нужна некоторая мобильность, но при этом не нужно сильно удаляться от оборудования для захвата и записи.

Поскольку многие компьютеры и камеры не подают напряжение на 3,5-мм микрофонный вход, то часто необходим предусилитель. Для подключения к 3,5-мм моно-микрофонному входу компьютера вам может понадобиться адаптер XLR-TS. Если вы подключаетесь к стереофоническому линейному входу 3,5-мм, то вам понадобится адаптер XLR-TRS.

Узконаправленные микрофоны и микрофоны на камере

Для записи обучающих видео или интервью «на ходу» узконаправленный микрофон – это обязательный элемент аудиооборудования, который желательно иметь под рукой. Хотя большинство видеооператоров всё же предпочитают использовать «петлички», а не направленный микрофон, смонтированный на камере. Однако качественный узконаправленный микрофон может стоить дешевле, чем хорошая беспроводная «петличка», так что выбор за вами. Главное ограничение здесь – для получения нормального качества звука с помощью узконаправленного микрофона на камере вам необходимо находится достаточно близко от снимаемого человека.

Вещательные микрофоны

Профессионалы озвучки предпочитают большие микрофоны вещательного типа из-за высокого качества, что они дают. Однако такие микрофоны могут быть очень дорогими. Более дешёвой альтернативой, которая обеспечит качество звука, идеально подходящее для обучающих видео и скринкастов могут стать конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой. Но имейте в виду, что конденсаторным микрофонам для работы требуется «фантомном» питание или батарейки, а также аудиоадаптер/предусилитель для подключения к компьютеру. Другой альтернативой являются динамические микрофоны, который тоже всё ещё используется для вещания, но при этом не требуют никаких батарей. Для подключения этих микрофонов к рекордеру или микшеру необходим микрофонный кабель XLR.

2. Аудиомикшер с эквалайзером

Аудиомикшер с эквалайзером является неотъемлемой частью аудиооборудования даже для простых скринкастов. Конечно, вы можете использовать аудио-вставку, чтобы подогнать уровень сигнала вашего микрофона под аудиовход компьютера и обеспечить небольшое усиление, но небольшой микшер может сделать и это, и многое другое. Микшеры имеют регулировку усиления, регулировку тона, фильтры шумоподавления, предлагают множество различных входов и выходов и многое другое.

3. Компрессор / лимитер

Если у вас нет микшера, который включает в себя компрессор, а записываете людей, у которых нет микрофонной подготовки, компрессор определённо является частью необходимого аудиооборудования. Компрессор выравнивает звуковой сигнал, уменьшая динамический диапазон, чтобы устранить большие пики и низкие впадины. Это даёт вам более ровный звук без сильных перепадов по громкости. Лимитер – это в общем тот же компрессор, но настроенный более агрессивно. В двух словах, ограничитель помогает защитить оборудование от опасно громких скачков громкости. Он блокирует сигналы, которые находятся выше установленного порога, отсекая вершины этих пиков.

4. Наушники / мониторы

Без хорошей пары наушников вы будете микшировать вслепую! Даже при записи непосредственно на компьютер с помощью аудио-вставки или микшера, пара хороших наушников необходима для контроля вашей записи, не опасаясь обратной связи. Удобные наушники-«вкладыши» также могут пригодиться, если вы хотите просто отслеживать свой голос, но не хотите при этом сидеть в кадре с громоздкими полноразмерными наушниками на голове.

Выбор наушников для мониторинга очень субъективен. Я предлагаю выбрать такие, в которых вы чувствуете себя комфортно, и которые обеспечивают нейтральный звук, а не модели с усилением басов или высоких частот.

Студийные динамики для мониторинга отлично подходят, если у вас есть отдельное помещение, изолированное от пространства вашей видеостудии. Приятно слышать, как звучит ваш голос в динамиках, а не только в наушниках. Но необходимы ли студийные динамики для записи скринкастов или учебных видео? Это зависит от ваших задач и возможностей. Но вы могли бы с большим толком потратить деньги, например, на более качественные наушники.

5. Рекордеры

Вы можете записывать звук непосредственно на компьютер, но всё же подумайте об использовании рекордера, который обеспечит гораздо лучшее качество. Портативные «полевые» рекордеры очень удобны и просты в использовании. Большинство из них подключаются непосредственно к компьютерам и камерам, что делает их удобным решением для записи звука.

6. Кабели и адаптеры

У вас никогда не будет достаточно кабелей и адаптеров. Для каждого микрофона должно быть по крайней мере два кабеля: длинный XLR (7,6 м) и более короткий XLR (2,5 м). Для микрофонов, подсоединяемых к камере, подумайте о том, чтобы иметь под рукой удлинительный кабель 3,5 мм (стерео). Они полезны, если вам вдруг понадобится закрепить микрофон на стреле штатива-«журавля» чтобы приблизить его к объекту съёмки.

Адаптеры помогут вам в сложной звуковой ситуации. Желательно иметь под рукой короткий кабель XLR на 3,5 мм TRS для подключения конденсаторных микрофонов с питанием к вашей камере (или компьютеру), а также адаптеры XLR-1/4 дюйма и адаптеры 3,5 мм (стерео) - RCA для подключения на линейном уровне.

7. Ветрозащитные насадки и поп-фильтры

Этот часто упускаемый из виду элемент является важным для улучшения звука, записанного как на открытом воздухе, так и в студии. Ветрозащитная насадка или поп-фильтр – это не волшебные пули, решающие все проблемы, но они имеют большое значение для защиты от нежелательного шума в помещении и громкого вокала. Если ваш объект находится в кадре, то используйте ветрозащиту. Если записываете закадровый голос, или наличие дополнительного оборудования в кадре не является проблемой, то задействуйте поп-фильтр. Наличие обоих даёт вам выбор.

8. Аудиоподготовка помещения

Чтобы устранить влияние эхо и других нежелательных шумов на запись звука, желательно провести специальную «обработку» помещения. Конечно, какая-нибудь кладовка или стенной шкаф может создать хорошую «мёртвую зону», свободную от реверберации и фоновых шумов, но, скорей всего, вы не хотите записывать звук сидя в шкафу. Для гашения акустически помещения желательно:

  • Накрыть все твёрдые поверхности чем-то звукопоглощающим. Например, дешёвыми стёгаными одеялами, используемыми для перевозки мебели. В эти поверхности обязательно входит и пол, если на нём нет коврового покрытия. Лучше, конечно, использовать специальные акустические одеяла, но это обойдётся дороже.
  • Повесьте акустические одеяла или тяжёлые шторы за микрофоном, над дверями и окнами, а также за спиной, чтобы исключить отражения в спину.
  • В идеале стены желательно покрыть специальными формованными звукопоглощающими панелями из пенопласта. Как вариант – обычными большими упаковками для яиц или тонкими поролоновыми матрасами. Но здесь будьте осторожны, и не располагайте рядом с ними источники тепла, например, студийное освещение.

Также в случае закадровой озвучки можно использовать портативный звукоизолирующий экран. Он защищает микрофон от шумов и эха сбоку и сзади микрофона, но вам все равно потребуется некоторая акустическая обработка у себя за спиной, чтобы предотвратить эхо идущее с этого направления.

9. Усилители и предусилители

Если вы не управляете внешними PA-системами или студийными мониторами, то предусилитель – это действительно единственное необходимое вам аудиооборудование. Используйте предусилитель для подключения микрофонов к таким устройствам, как компьютеры и камеры, которые могут не обеспечивать необходимую мощность для работы микрофона (например, «фантомное» питание +48 В или подключаемое питание), или, когда устройство не имеет достаточного усиления на входе.

10. Аттенюаторы и сплиттеры

Аттенюатор требуется, когда вам нужно уменьшить уровень сигнала устройства, которое вы подключаете к своему оборудованию. А сплиттер (разветвитель) для наушников может пригодиться, если вам нужно взять звук из выходного разъёмы и подать его как на наушники, так и на 3,5-мм внешний микрофонный вход устройства, например, камеры.

Упростите себе жизнь!

Созданные по принципу «всё-в-одном» системы семейства Pearl компании «Эпифан Видео» позволяют значительно упростить организацию трансляций и записи видео и аудио. По части аудио они снабжены линейными и микрофонными входами как потребительского, так и профессионального уровня. Так же в них сразу встроены возможности предусилителей, аудиомикшеров, эквалайзеров, аттенюаторов и многое другое для профессиональной работы со звуком.

Компактная система видеопроизводства Pearl Nano и более мощная Pearl Mini гарантируют качественные результаты без хлопот с большим количеством сложного оборудования, так что вы можете сосредоточиться на том, что действительно важно – на контенте.


Другие статьи

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы узнавать о новых статьях:
Ваше имя:*

Ваш e-mail:*