Статьи

Дистанционные уроки: краткое руководство

Текущие события заставляют школы, колледжи и университеты по всему миру перемещать занятия в интернет. Несмотря на сложную глобальную ситуацию, достижения в области потоковой передачи и видеотехнологий изменили способ дистанционного обучения. С минимальной подготовкой можно легко настроить виртуальный класс, позволяя студентам смотреть видеолекции в прямом эфире или в записи.

Три конфигурации виртуального класса

У преподавателя, планирующего записывать или транслировать занятия сейчас много вариантов. Мы рассмотрим три из них в порядке возрастания сложности. Прочитав это руководство, даже неискушённый в интернет-технологиях учитель или профессор будет готов провести увлекательный онлайн-видеоурок.

В некоторых учебных заведениях уже есть лекционные залы, оснащённые оборудованием для видеозаписи и потокового вещания, что делает этот процесс таким же простым, как посещение обычного класса и нажатие кнопки. В других может быть развёрнута система управления обучением (LMS), в которой автоматически размещаются видеолекции и прямые трансляции. В других может быть запасено видеооборудование, которое преподаватели могут использовать для работы в онлайн-классах. Но даже без этих инструментов виртуальный класс может быть готов к работе через полчаса.

Первое решение, которое мы представляем, идеально подходит для неопытных лекторов, которые полагаются прежде всего на слайды презентации.

1. Только захват экрана и аудио

Для преподавателей, нуждающихся в спешной организации удалённых занятий, этот вариант может стать лучшим решением. Это требует минимум с точки зрения настройки оборудования, что делает его доступным даже для завзятых технофобов. Все, что для этого требуется, – это компьютер и микрофон. Для людей, использующих современные ноутбуки, встроенный микрофон более чем достаточен.

Эта конфигурация представляет собой презентацию в виде слайдов – подобно тем, что вы, возможно, уже и так используете – транслируется на экран, в то время как звук – это просто собственный голос лектора. Для этого вам понадобится следующее:

1. Программное обеспечение, которое может фиксировать то, что происходит на вашем компьютере, и транслировать его в онлайн-сервис видео.

Open Broadcaster Software (OBS) – это только одна из многих программ, которые могут сделать это. Другие варианты включают FlashBack Express или Apowersoft Screen Recorder, но настоятельно рекомендуется использовать OBS, так как она принадлежит надёжному разработчику и бесплатна для использования.

2. Онлайн видеосервис, который может разместить вашу видеолекцию.

Вам понадобится «сеть доставки контента» (CDN) для размещения вашего виртуального урока, где ваши студенты смогут его смотреть. Самый простой вариант – это такие платформы как Facebook или YouTube. Они отлично работают, но на этих платформах отсутствуют расширенные функции специализированных образовательных видеохостингов, таких как Kaltura или Panopto.

После того, как вы выбрали программное обеспечение для захвата экрана и сеть доставки контента, вы можете приступить к настройке вашего виртуального класса.

Откройте программы для потоковой передачи и добавьте собственный экран вашего компьютера в качестве источника видео («захват экрана» в OBS). Затем вы также должны добавить источник звука. Выберите внутренний микрофон вашего компьютера или USB-микрофон (если есть).

Войдите в свою учётную запись Facebook или YouTube и нажмите кнопку, указывающую, что вы хотите начать прямую трансляцию. Сайт предоставит вам «ключ потока», уникальный код, который соединяет вашу учётную запись YouTube или Facebook с программой для захвата экрана и потокового вещания.

Введите ключ потока в OBS и выберите «Начать потоковую передачу», чтобы начать трансляцию в виртуальном классе.

Нужно просто записать видео вашей лекции? Тогда вместо того, чтобы нажимать кнопку «Старт», вы просто нажимаете «Начать запись». Когда вы довольны своей записью, вы можете загрузить готовое видео на выбранный вами сайт.

Не забывайте, что лекции в прямом эфире имеют гораздо большую ценность. Студенты могут задавать вопросы, на которые вы можете ответить в режиме реального времени. Этот вид обратной связи поможет вам сразу понять, что работает, а что нет.

2. Имитация класса

Эта конфигурация немного сложнее и требует от лектора забыть про стеснительность (которой преподаватели обычно и так не страдают) и лично появиться на экране. Имитируемая классная комната пытается воспроизвести то, что студент увидит лично, расположив камеру на некотором расстоянии от преподавателя и классной доски. Это может быть идеальным вариантом для лектора, который хочет как можно меньше менять привычный учебный процесс. Однако, это требует немного больше подготовительной работы, чем простая настройка захвата экрана.

Невозможно порекомендовать единственное правильное расстояние между преподавателем и камерой, поскольку все камеры имеют разное фокусное расстояние и, соответственно, угол обзора. Просто нужно, чтобы в кадр поместилось как можно больше вашей школьной доски из расчёта, что сам преподаватель будет виден выше пояса.

В качестве камеры подойдёт качественная веб-камера, но у совсем простенькой просто не хватит разрешения. А если у вас есть цифровая камера – лучше использовать её. Многие современные зеркальные и беззеркальные камеры могут захватывать HD-видео, но в этом случае вам понадобится карта захвата, чтобы отправить видеосигнал с камеры на компьютер в режиме реального времени.

Расстояние до камеры также означает, что вам понадобится микрофон, расположенный ближе к преподавателю, чтобы обеспечить чистый звук. Использовать встроенный микрофон веб-камеры или видеокамеры крайне не рекомендуется. Можно использовать USB-микрофон, но микрофон-«петличка» в данном случае подходит лучше всего.

Использование веб-камеры ноутбука также затрудняет чтение учителями вопросов или комментариев. Один из вариантов – держать телефон рядом с групповым чатом с участием класса. И YouTube, и Facebook позволяют пользователям запускать прямую трансляцию прямо с устройства iOS или Android, так что в этой ситуации можно использовать смартфон с микрофоном-«петличкой», обеспечивающим достаточно хороший звук. Но нужно иметь в виду, что это быстро разряжает батарею и не является долгосрочным решением.

3. Многокамерный виртуальный класс

Людям с опытом производства видео и преподавателям, которые хотят видео более высокого качества, следует подумать о конфигурации с несколькими камерами. Хотя это может показаться пугающим, но это может быть достаточно легко сделано.

Хотя вы все ещё работаете только с одним источником аудиосигнала, эта конфигурация имеет два (или более) источника видео. Этими источниками могут быть две отдельные камеры или экран компьютера и камера. Перед тем как видео выйдет в онлайн, необходим коммутатор для интеграции этих аудио- и видеосигналов.

Преимущество этой конфигурации состоит в том, что она может обеспечить совсем другой уровень детализации. Вы всегда можете переключиться с общего плана с лектором на крупный план классной доски с формулами или лабораторный стол, где выполняются опыты.

Программа OBS, как и многие другие потоковые программы, предлагает некоторые основные функции коммутации. Перед началом лекции вы настраиваете каждый видеовход в своём коммутаторе и программируете компоновки видео. Стандартные компоновки включают в себя изображение типа «картинка-в-картинке» или «разделённый экран», в зависимости от того, что, по вашему мнению, лучше всего подходит для конкретной задачи.

Проще и надёжней в этом случае использовать выделенный аппаратный видео-микшер. Pearl Mini может работать с несколькими камерами через разъёмы HDMI, SDI и USB и передавать потоковое видео высокого качества напрямую на такие сайты, как YouTube или Facebook. Pearl также полностью интегрирован с Kaltura и Panopto, что удобно для учебных заведений, которые уже развернули эти системы.

Думайте на перспективу

Нынешняя ситуация в области здравоохранения в мире говорит о том, что преподавателям придётся некоторое время вести уроки через видеокамеру. Это подходящее время, чтобы заглянуть в будущее и планировать сделать курсы максимально удобными для преподавания онлайн. В следующий раз, когда учебное заведение закроется из-за какой-то другой проблемы, навыки ведения занятий через интернет точно не помешают.

Даже после того, как пандемия COVID-19 закончится, спрос на онлайн-обучение будет продолжать расти. Учебные заведения постоянно пытаются нарастить количество обучающихся, и онлайн-курсы и дипломы являются важной частью этого процесса. Учащиеся удалённых населённых пунктов или из-за границы часто сталкиваются с барьерами и огромными расходами и связанными с очным обучением в престижных учебных заведениях. У других могут быть проблемы со здоровьем, тоже мешающие им посещать занятия лично. Удалённое обучение даст им возможность преодолеть эти барьеры с минимальными усилиями и затратами.

 



Другие статьи

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы узнавать о новых статьях:
Ваше имя:*

Ваш e-mail:*