Статьи

Организация «живых» трансляций: 20 советов

Прямая трансляция может быть веселым, полезным и невероятно ценным инструментом для развития вашего бренда в онлайн-пространстве. Конкуренция среди создателей контента очень жесткая, поэтому в этой статье мы, основываясь на опыте команды Live@Epiphan show, хотели бы поделиться некоторыми рекомендациями по потоковому вещанию.

Этап подготовки

Подготовка технического обеспечения – это первый шаг в процессе прямой трансляции. Без подобного «обеспечения тыла» удачная передача попросту невозможна. Вот несколько советов по организации технической составляющей «живого» вещания:

  1. Чем проще – тем надёжней. Каждый дополнительный элемент оборудования увеличивает сложность системы и, следовательно, повышает вероятность неудачи из-за отказа одного из этих элементов. Потому не следует плодить сущности и добавлять какие-то устройства, которые не являются абсолютно необходимыми.

  2. Имейте в наличии резервное оборудование. Даже при максимально простом и надёжном наборе устройств всегда есть вероятность, что ваше оборудование может неожиданно выйти из строя, причём чаще всего это случается в самый неподходящий момент. Даже в случае использования предельно надёжных специализированных устройств, таких как Pearl Mini или Webcaster X2, всегда имеются те же соединительные кабели или, например, контрольные мониторы. Поэтому желательно иметь запасные элементы под рукой, чтобы в любой момент оперативно заменить вышедшие из строя.

  3. Убедитесь в достаточной пропускной способности. Знай свою сеть! Обязательно проверяйте скорость загрузки, чтобы убедиться, что пропускная способность вашего Интернет-канала обеспечивает необходимый минимум, иначе ваша прямая трансляция может значительно потерять в качестве, либо вообще оказаться недоступной для просмотра вашей аудиторией.

  4. Не экономьте на звуке. Нередки случаи, когда люди вкладывают серьёзные деньги в «картинку» (дорогая видеокамера, свет, энкодер), но при этом упускают аудио-составляющую. Не забывайте, что звук – это не менее важная составляющая вашей трансляции. Никакая, даже самая качественная, картинка не спасет ее, если зрители попросту не смогут разобрать, что вы им, собственно, говорите. Поэтому обязательно заранее позаботьтесь о минимизации посторонних шумов в помещении, проверьте аудио-оборудование, уделите внимание тщательной настройке параметров кодирования звука и прочее.

  5. Проверьте вашу трансляцию с резервной учетной записи. Перед тем, как начать вещание, желательно проверить все настройки с резервного (тестового) аккаунта. Например, в Facebook создайте новую учетную запись без друзей и установите все настройки уведомлений о публикации как «частное» (Private). Пока ваша резервная учетная запись работает в потоковом режиме, вы можете войти в свой основной аккаунт и оценить качество трансляции глазами будущей аудитории.

  6. Выбор тем для передач упрощается по мере накопления опыта. У вас сложности с придумыванием тем для будущих трансляций? Не беспокойтесь – здесь, как говорится, «главное начать». По мере того, как вы приобретаете опыт взаимодействия со своими зрителями, по мере общения с ними, вы гораздо лучше узнаете, какие темы наиболее глубоко затрагивают вашу аудиторию. И зачастую это может даже оказаться совсем не то, что вы пытались заранее предугадать.

Этап трансляции

Подготовка завершена, оборудование и настройки проверены. Следующий шаг? Пришло время выходить в эфир – и выглядеть как опытный ветеран! Используйте эти советы, чтобы ваша живая трансляция выглядела максимально профессиональной.

  1. Контролируйте процесс с помощью внешнего дисплея. Наличие контрольного монитора имеет важное значение для обеспечения надежного и профессионального прямого эфира. Дополнительный дисплей обеспечивает ценную точку зрения, позволяя вам увидеть вашу передачу глазами ваших зрителей. Например, с нашим устройством потоковой трансляции в социальных сетях Webcaster X2, вы можете отслеживать картинку, видеть комментарии и взаимодействовать со своей аудиторией.

  2. Смотрите в камеру, а не на монитор! Контрольный монитор – фантастический полезный инструмент. Многие стримеры (включая нас) предпочитают размещать его перед глазами, непосредственно под камерой, но подобное расположение создаёт и некоторые проблемы. Не поддавайтесь желанию постоянно смотреть на монитор, вы должны смотреть на зрителя, то есть – в объектив камеры, или на вашего собеседника/собеседников, если вы не один в кадре!

  3. По возможности отвечайте на комментарии в прямом эфире. Комментарии имеют короткий «срок годности», так что не дожидайтесь, пока они утратят актуальность! Отвечайте на комментарии в прямом эфире, если это возможно, а если не можете, то обязательно сделайте это сразу же после окончания передачи. Ведь смысл живых трансляций – как-раз в непосредственном взаимодействии со зрителями в реальном времени. И живое общение с аудиторией во многом и заставляет их раз за разом смотреть ваши передачи.

  4. Найдите время на подготовку к трансляции. Подготовка к живому эфиру профессионального качества может занять больше времени, чем вы думаете! Для обеспечения высококачественной прямой трансляции крайне важны собранность и психологическая готовность. Поэтому обязательно зарезервируйте время перед трансляцией, за которое вы сможете собраться, очистить голову от лишнего и сконцентрироваться исключительно на предстоящей передаче.

  5. Избегайте заставок – начинайте трансляцию сразу. В прошлом мы начинали передачи с небольшим запасом, транслируя в это время заставку типа «Передача скоро начнётся!» Однако быстро поняли, что этот метод «подготовки» зрителя сильно не идеален. Как минимум, в случае Facebook Live, где живые трансляции попадают в новостную ленту, а значит, увидев эту заставку вместо передачи, зритель может попросту промотать её вместе с лентой, и больше не вернуться к вашей трансляции.

  6. Попросите кого-нибудь контролировать передачу. Очень важно иметь дополнительный, «незамыленный» взгляд на ваш прямой эфир. Дополнительная пара глаз также поможет обнаружить проблемы, которые вы сами можете не заметить. Например, сообщить о «выпадении» кадров, рассинхронизации звука и картинки, «квадратиках» из-за проблем с пропускной способностью сети и т. д.

  7. Выводите в эфир гостей. Мало того, что прямая трансляция гораздо веселее и интереснее, когда в ней участвует два или более собеседника, дополнительные участники добавляют ещё и свои мысли, точки зрения, что делает представление ещё более живым. Присутствие гостя в прямом эфире также является отличной возможностью для перекрестного продвижения (то есть, вы рекламируете гостя своей аудитории, а гость, в свою очередь, привлекает к вашей передаче ещё и свою!).

  8. Режьте «головы и хвосты», если это необходимо. Если вы вещали на YouTube и у вас было не самое удачное начало – не волнуйтесь. Вы всегда можете обрезать начало или окончание трансляции, когда будете выкладывать её запись.

  9. Всегда ведите запись на локальный носитель. Безопасность – прежде всего! В процессе трансляции могут, например, произойти сбои в сети, и в результате запись, автоматически сделанная платформой, на которой вы вещаете, может оказаться некачественной.  Поэтому обязательно ведите у себя запись передачи, которую вы сможете залить взамен. Ну и кроме того, у этой записи нет никаких ограничений из-за полосы пропускания, поэтому она просто по определению будет иметь более высокое качество. Что может пригодиться, если вы захотите использовать этот материал в каком-либо другом проекте. Профессиональные энкодеры уровня Pearl Mini умеют вести трансляцию с одновременной записью в реальном времени.

Этап продвижения

Прямые трансляции являются эффективным способом продвижения вашего бренда в онлайн-пространстве. Поэтому ещё несколько советов о том, как привлечь максимальное количество потенциальных зрителей.

  1. Поделитесь своим живым видео в группах Facebook. Группы Facebook объединяют пользователей, разделяющих интерес к определенной теме. Это может быть группа любителей собак или котиков, энтузиастов потокового вещания или продавцов каких-нибудь экзотических товаров. Какую тему вы бы не выбрали, вы можете уверены, что в Facebook уже есть соответствующая группа. Хитрость заключается в том, чтобы найти и присоединиться к группам, которые имеют отношение к тематике ваших живых трансляций, затем распространить среди них информацию о ваших прямых эфирах, а дальше начинает работать «эффект снежного кома».

  2. Используйте текст на экране. Живые видеозаписи показываются в новостной ленте пользователя с отключенным по умолчанию звуком. А поскольку пользователи Facebook обычно быстро прокручивают свои ленты, существует риск, что ваше видео будет потеряно в этой куче. Поэтому хорошей идеей будет периодическое использование текста в нижней трети, чтобы потенциальным зрителям и без звука было понятно, о чём ваша передача.

  3. Заголовок имеет значение! Придумывать броские заголовки довольно сложно, но хорошо написанное название имеет большое значение. Качественные заголовки привлекательны не только для потенциального зрителя, но и с точки зрения оптимизации для поисковых систем (SEO), и особенно это касается YouTube. Поисковые системы, такие как Google, не могут «прочесть» видеоконтент, чтобы понять, о чем идет речь в вашем видео, поэтому важно разместить правильные ключевые слова в заголовке, описании и тегах видео. С другой стороны, не стоит впадать в другую крайность, придумывая откровенно провокативные «хайповые» или «кликбайтные» заголовки, не очень соответствующие тематике передачи. Недостаток любого обмана в том, что он работает всего один раз. То есть, в стратегическом плане вы потеряете гораздо больше, чем приобретёте.

  4. Прямая трансляция на несколько платформ. Публикация вашей прямой трансляции одновременно на нескольких платформах, таких как YouTube, Facebook Live, Twitch и т. д., является отличным способом привлечь больше зрителей с минимальными дополнительными усилиями. Требуемое дополнительное кодирование создает большую нагрузку на ваш процессор, поэтому мы рекомендуем использовать либо мощный выделенный энкодер для многопотоковой передачи, такой как наш Pearl Mini, либо использовать сервисы многоплатформенной трансляции, например, Switchboard Cloud, интеграция с которым встроена в наше устройство для живого вещания в социальных сетях Webcaster X2.

  5. Быть последовательны! Выходите в эфир регулярно и в определённое время. Непоследовательная и нерегулярная частота прямых трансляций только расстроит вашу аудиторию. Предсказуемость времени вещания также облегчает продвижение и рекламу ваших передач.


Другие статьи